МОБУ СОШ № 192
Каталог статей
Категории раздела

Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 106

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.05.2024, 15:10

Главная » Статьи » Мои статьи

Образовательный процесс и здоровье ребенка
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Школьные факторы риска – что это? В нашем мире есть только два заведения, где главным фактором является срок, а не проделанная работа – школа и тюрьма. У. Глассер Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. По данным всероссийской диспансеризации 2002г., к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом (Доклад…, 2003). Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к вредным факторам окружающей среды. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано от 20 до 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. На экране школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Как нужно решать проблему здоровья школьников? - спросим у учителей В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Д. Писарев Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Учителя-предметники поделятся опытом использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. 2. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Выберите для анализа «обычный» урок, наиболее соответствующий привычной для вас форме организации и стилю взаимодействия с учащимися. Проанализируйте урок по предлагаемой схеме. Схема анализа здоровьесберегающего потенциала школьного урока позволяет комплексно оценить гуманистическую направленность целей и технологий урока, соответствие его гигиеническим и экологическим требованиям, наличие в уроке моментов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Когда мы предлагаем учителям проанализировать собственные уроки, их мнения разделяются от позиции «Я все это делаю…» (если подход к анализу оказался несколько формальным) до позиции «Это невозможно сделать…» (если учитель отнесся к анализу основательно и задумался над каждым пунктом). Надеемся, вы тоже задумались над необходимостью увеличить здоровьесберегающий потенциал своих уроков. Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни: § благоприятное социальное окружение; § духовно-нравственное благополучие; § оптимальный двигательный режим (культура движений); § закаливание организма; § рациональное питание; § личная гигиена; § отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); § положительные эмоции. Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека. Хотелось бы спросить, кто из вас считает себя здоровым человеком? Анкетирование педагогов показало, что большая часть из них считает свое здоровье удовлетворительным и плохим (67% респондентов); 61% педагогов отмечает наличие у себя хронических болезней. В то же время только 56% учителей отмечают зависимость между здоровьем и образом жизни. Оценивая по 10-балльной шкале свой образ жизни, подавляющее большинство педагогов невысоко определяет основные его элементы: питание (6,3±2,3 баллов), сон (5,4±2,4), закаливание (3,4±2,5), двигательную активность (5,9±2,5) и т.д. Таким образом, понимание педагогами неблагополучия собственного здоровья не сопровождается видением возможностей управления им (М.Г. Колесникова, 2003). В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению. Пассивное отношение педагогов к собственному здоровью в значительной степени определяет недооценку роли их педагогической деятельности в сохранении и укреплении здоровья школьников. Проблемой сохранения и укрепления здоровья учителя является практическое отсутствие обеспечения этого направления в школе. Поэтому педагогу стоит помочь самому себе: усилить мотивацию к сохранению собственного здоровья, вооружиться методами самоанализа и саморегуляции. При этом необходимо понимать, что профессиональные риски педагогического труда во многом определяются реализацией учителем «традиционных» подходов к обучению, которые, как было выяснено выше, негативно влияют на здоровье школьников. Приобретение профессиональной позиции и копинг-стратегий поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, уменьшает насильственный характер педагогического труда и отчасти обеспечивает сохранение здоровья самого педагога. Поэтому здоровьесберегающая деятельность педагога имеет обобщенный характер и создает возможность сохранить и укрепить как здоровье учащихся, так и собственное здоровье. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! Здоровьесберегающий потенциал школьного урока Базовые потребности учащегосяШкольные факторы рискаЗдоровьесберегающая деятельность педагога
Самоактуализация (уважение к себе, самоосуществление) Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет: · освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения); · освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания) Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет: · обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся); · деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности); · развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения)
Уважение (одобрение, благодарность, признание)
Общения (привязанность, причастность к группе) · репродуктивно-иллюстративный подход к обучению; · монологический характер обучения· кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся); · создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности); · диалогическое взаимодействие педагога и учащегося;
Безопасность (физическая и психологическая)· неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований · произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику · соревновательный характер обучения · соответствие обучения возрастным особенностям учащихся · индивидуально-дифференцированный подход к обучению · безопасное оценивание (эффективная обратная связь) · создание условий для оценочной самостоятельности учащихся · доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся · организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися
Физиологические (пища, отдых, движение, кислород) · перегрузка · гиподинамия · неудовлетворительное состояние школьной среды· соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. дом.заданий) · рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим) · обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ · использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок · соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим)

Категория: Мои статьи | Добавил: Batman (03.05.2010)
Просмотров: 2655 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz