МОБУ СОШ № 192
|
|
|||||||
|
Состояние воспитательной системы школы.
3.1. Приоритетные направления За истекшие годы в школе сложилась определенная воспитательная система, охватывающая весь педагогический процесс. Воспитательное пространство школы становится более ценным, объединяющим основное и дополнительное образование, урочную и внеурочную деятельность, процессы обучения, воспитания и развития. Внутри школы сформировалось педагогическое общество специалистов разных направлений. Специалисты, классные руководители нацелены на воспитание у школьников качеств гражданина во всех сферах жизни и деятельности. Понимая, что проблемы воспитания в период нестабильности общества могут быть решены на высоком теоретическом уровне, МО классных руководителей и администрация школы в 2002 году приступили к составлению и реализации комплексной, личностно-ориентированной программы «Возрождение», в состав которой входят подпрограммы: v «Я-гражданин», v «Учение», v «Творчество», v «Здоровье», v «Россиянин-дальневосточник», v «Семьянин», v «Традиция». Для выяснения эффективности использования методов, форм, поиска оптимальных путей воспитания в школе, его положительного и отрицательного воздействия на учащихся, ежегодно проводится диагностика воспитательного процесса. Для выявления уровня культуры учащихся проводятся исследования уровня воспитанности учащихся, в ходе которого проводятся их отношение к учебе, труду, родному краю (природе), людям, самому себе. При анализе данных выявляется один из уровней воспитанности (высокий, хороший, средний, низкий).
Для выявления эмоционального состояния учащихся проводятся исследования уровня тревожности, в ходе которого выясняется общая тревожность в школе, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей. Особенности ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. 3.2. Содержание, состояние Управление воспитательной работой школы осуществляет педагогический совет. Заместитель директора по ВР, руководители МО классных руководителей курируют воспитательную работу в школе. Для повышения эффективности целеполагания и планирования работы проводится большая диагностическая деятельность. Результативность внедрения в практику программы воспитания отслеживается при помощи следующих диагностик: · Выявление коммуникативных особенностей (автор Р. Овчарова) · Изучение социализированности личности (автор М. Рожкова) · Выявление готовности к выбору профессии (Б. Успенский) · Удовлетворенность учащихся школьной жизнью (А. Андреев) Анализ результатов позволяет сделать вывод о целесообразности продолжения работы школы по программе. Неотъемлемой частью основных направлений деятельности коллектива является социально-психологическая служба, деятельность которой направлена на решение следующих основных педагогических задач: · реализация в работе с детьми возможностей внутренних резервов каждого школьного возраста за счет развития процессов самопознания и самоуправления; · изучение и развитие индивидуальных особенностей детей-интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; · создание благоприятного для развития учащихся психологического климата (в классе, в школе); · оказание своевременной психологической помощи и поддержки как учащимся, так и их родителям, учителям; · определение уровня готовности детей к новым формам сотрудничества со взрослыми. Школьная психологическая служба ведет большую работу по анализированию результатов внедрения в практику программы воспитания. Ежегодно подводятся итоги удовлетворенности школьной жизнью среди учеников, родителей, учителей. Проведенные исследования показали, что школа пользуется у родителей авторитетом. Родители согласны с утверждениями, что школа эффективно обучает: 1 ступень – 96 %, 2 ступень – 81 %, 3 ступень – 84 % Основными принципами, определяющими содержание воспитания являются: · гуманизация; · природосообразность; · системность; · творческая самодеятельность; · событийность; · успешность. Системообразующим звеном является программа «Возрождение». Она рассчитана на учащихся с 1 по 11 класс. Программа включает 6 направлений, связанных между собой логикой формирования основных гражданских качеств. В плане работы школы каждому направлению соответствует определенный период работы (месяц). Содержанием работы являются различные виды и формы деятельности. Универсальными формами деятельности по всем направлениям являются КТД, в которых ярче всего находит отражение гуманистический характер воспитания. В практике работы школы используются познавательные, художественно-эстетические, спортивно-оздоровительные, организаторские КТД. В школе сложилась целая система КТД: · Посвящение первоклассников в ученики. · Рекламная кампания «Мой класс-это класс!» · «Не перевелись еще богатыри на земле русской…» КТД с воинами-шефами. · КТД «Парад войск» · «Зарница» · «За честь школы» В реализации программы воспитания в школе ведущую роль играет средовой принцип. То есть школа превращается в особую детскую республику со своими символами, традициями. Целью самоуправления является личностный рост школьников, развитие ответственности и самостоятельности. Цель деятельности детской организации – формирование активной жизненной позиции и нравственности. Основные задачи детской организации: - развитие и укрепление ученического самоуправления; - самораскрытие и самореализация личности. Форма организации «Школярия» - президентская республика. Школьной республике уже 10 лет. Совокупность идей, которые лежат в основе уклада жизни республики отражена в Уставе, Положениях о внешнем виде, дежурном классе. Республика имеет свою газету «Радуга школьной жизни». Участвуя в органах самоуправления, учащиеся получают личный опыт управления, непосредственного участия в планировании, приобретают опыт общения друг с другом. Школа успешно осваивает пространство вокруг себя. Воспитательное пространство охватывает школьные и внешкольные организации дополнительного образования: - внешкольное пространство охватывает кружки и объединения, где занято 69 % учащихся; - школьное дополнительное образование – 25 %. 3.3. Проблемы в системе воспитательной работы Сложной остается ситуация в работе с детьми с асоциальным поведением. В школе организован Совет профилактики, к работе которого привлечены родители их Совет отцов. Работа ведется совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и органами внутренних дел. За три года в комиссию по делам несовершеннолетних передано 18 представлений на учащихся с просьбой о применении мер к родителям, уклоняющихся от воспитания, 7 представлений направлено в прокуратуру города. Положительно решены 16 представлений . Заседания Совета проводятся ежемесячно. Вопросы организации работы с детьми с асоциальным поведением постоянно рассматриваются на совещаниях при ВР, на заседаниях МО. Тем не менее сохраняется высокий уровень правонарушений среди учащихся школы. Данная ситуация прежде всего связана с ухудшением социально-экономического положения жителей микрорайона школы. Но вместе с тем учителя способны повлиять хотя бы на те семьи, которые не совсем уклонились от воспитания детей, более настойчивой работой по предупреждению асоциального поведения. Сложной в современных условиях является задача преодоления разобщенности воспитательных воздействий семьи и школы. Накопленный положительный опыт работы с родителями некоторых классных руководителей, отдельные учителя недооценивают или не умеют заинтересованно и систематически работать с родителями, привлекать их к активному и ответственному участию в школьной жизни своих детей. Помимо отмеченных, в школе имеют место и другие нерешенные вопросы. Они касаются как воспитательного процесса, так и его результативности, что объясняется рядом причин. К факторам государственного и регионально-административного уровня следует отнести: Ø падение престижа учительской профессии вследствие неадекватной затрачиваемым усилиям оценки труда, из-за чего в школе работает 0,8 % мужчин, а около 45 % женщин – старше 50 лет; Ø малоэффективное взаимодействие образовательных и здравоохранительных учреждений усугубляет проблему охраны здоровья учащихся. Среди внутришкольного порядка можно выделить следующее: Ø медленное внедрение индивидуализации учебно-воспитательного процесса в практику работы отдельных учителей; --> |
Copyright MyCorp © 2024 |